8 (800) 550-25-88
8 (800) 550-25-88 8 (495) 500-25-88 Пн – вс, с 10.00 до 18.00

Как помочь ребёнку, если у него конфликт в классе

Как помочь ребёнку, если у него конфликт в классе
23 марта 2025

Слово «конфликт» кажется взрослым. Мы привыкли видеть его в новостях, в рабочих чатах, в спорах о политике. Но когда дело доходит до детей, особенно школьников, многие взрослые теряются. Конфликт в классе? Серьёзно? Да они же дети, подерутся — помирятся. Или наоборот — «Как ты мог довести до такого?!».

И та, и другая реакция — крайности. А между ними есть самое важное: понимание, поддержка, и поиск решений, которые работают не на подавление, а на рост. Конфликт — это не провал. Это ситуация, которая может стать точкой развития — если с ней правильно работать.

Эта статья — для родителей, которые услышали от ребёнка: «Меня игнорируют», «Меня дразнят», «Мне не с кем сидеть на переменах» или «Я больше не хочу в школу». А может быть, наоборот: «Учитель ко мне придрался», «Меня наказывали за то, что все делали». Здесь нет шаблонов. Есть подход, который поможет увидеть, услышать и стать опорой.


Почему конфликты в классе возникают


Потому что школа — это не только уроки. Это сложная социальная система, где каждый ученик — не просто личность, а часть группы. И как в любой группе, там происходят: – столкновения интересов
– конкуренция
– стремление к признанию
– борьба за «своих» и «чужих»
– недоразумения, непонимание, реактивные эмоции

Плюс, у детей ещё не сформированы зрелые способы решения конфликтов. У них нет навыков отделять импульс от действия. Они не умеют формулировать границы, говорить о чувствах, договариваться.

А взрослые — не всегда рядом. Или рядом, но не замечают.


Что может скрываться за словами ребёнка


«Мне там не нравится» — может означать: меня не принимают, мне страшно, меня унижают.
«Меня бесит этот учитель» — возможно, это страх не справиться, быть осуждённым.
«Я больше не пойду» — может быть криком о помощи, когда силы на исходе.

Важно: не умалять чувства ребёнка. Даже если ситуация кажется вам «несерьёзной». Если ему больно — это реально. И он обращается к вам за поддержкой, а не за лекцией.


Чего делать не стоит


– Говорить: «Сами разберётесь». Школьник не умеет — и именно поэтому обращается.
– Давить: «Будешь отвечать — сам виноват». Это закрепляет ощущение вины.
– Вмешиваться агрессивно: писать в родительские чаты, обвинять учителя без понимания ситуации.
– Делать вид, что ничего не происходит: «Не говори ерунду». Это разрушает доверие.
– Требовать «терпеть» или «быть сильнее»: иногда ребёнку нужна помощь, а не тренировка стойкости.


Что делать в первую очередь


1. Услышать. Не перебивать. Не советовать. Просто слушать.

Пусть говорит как может. Даже если сбивчиво, эмоционально. Покажите, что вы рядом. Без осуждения. Без «я же говорила». Только после этого можно перейти к уточнениям.


2. Задать вопросы:

– Что именно произошло?
– Как ты себя почувствовал?
– Кто был рядом?
– А раньше такое было?
– Что ты хотел бы, чтобы изменилось?

Ваша цель — не допрос. А понимание: в чём суть, кто вовлечён, как ребёнок это переживает.


3. Помочь отделить факты от интерпретаций

Иногда ребёнок говорит: «Они меня ненавидят». Разберитесь: – Что именно они сказали?
– Было ли это повторно?
– А может, это была шутка?
– Как ты понял их реакцию?

Это учит его анализировать ситуацию, не сводя всё к эмоциям.


4. Поддержать, не обесценивая

Фразы, которые работают: – Это действительно может быть тяжело.
– Я понимаю, что тебе сейчас неприятно.
– Хорошо, что ты рассказал.
– Мы вместе подумаем, что можно сделать.
– Ты имеешь право чувствовать себя плохо в такой ситуации.

Это даёт ребёнку ощущение: я не один.


Что делать дальше


1. Проанализировать ситуацию со стороны

– Это конфликт с одним учеником или группой?
– Это эпизод или системное повторение?
– Учитель знает о ситуации?
– Есть ли риск травли, изоляции?
– Есть ли агрессия, физическая или психологическая?


2. Обсудить с ребёнком варианты действий

– Что ты можешь сказать в следующий раз?
– Хочешь ли ты поговорить с учителем?
– Как ты думаешь, что бы помогло?
– Хочешь ли, чтобы я поговорил(а) с кем-то?

Дайте выбор. Даже подросток чувствует себя сильнее, когда сам принимает решение, а не «родители пришли и всех поругали».


3. Связаться с классным руководителем (спокойно)

Не обвиняя. А спрашивая: – Замечали ли вы что-то?
– Какой у вас взгляд на ситуацию?
– Можем ли мы подумать, как помочь?

Уважительный диалог гораздо эффективнее скандала.


4. Следить за динамикой

Даже если всё «разрешилось» — будьте внимательны. Иногда обиды замирают, но не уходят. Регулярно спрашивайте: как ты себя чувствуешь в классе? С кем общаешься? Что радует, что тревожит?


Если конфликт не уходит


– Обратитесь к школьному психологу.
– Найдите возможность для смены среды (перевод, параллель, кружок).
– Поддерживайте внешкольное общение.
– Помогите ребёнку формировать навыки общения, самопонимания, уверенности.

Один из эффективных способов — участие в выездных образовательных школах, где общение происходит в другой атмосфере: без иерархии, без давления, в среде поддержки.

Например, выездные школы ЦДПО ФОТОН создают пространство, где ребёнок может быть собой, развивать интеллектуальные и коммуникативные навыки, участвовать в командных проектах, открываться в безопасной среде. Часто именно там школьники находят новых друзей, возвращают уверенность, пробуют себя в роли лидера — без оценки и давления.

Кроме того, курсы для школьников, особенно в мини-группах, помогают построить новое общение, отличное от школьного. Там меньше конкуренции, больше поддержки, больше внимания к личности. И это бывает гораздо ценнее, чем просто «подтянуть математику».


Когда нужна помощь извне


Если: – ребёнок замыкается, не говорит
– появились психосоматические симптомы (боли, бессонница)
– ухудшились оценки, поведение, настроение
– нет желания никуда идти
– звучат фразы: «Мне ничего не нужно», «Лучше бы я не родился»

Обратитесь к специалисту. Не откладывайте. Иногда одна сессия с детским психологом способна разрядить ситуацию, найти новые ходы и помочь увидеть выход, которого вы не замечаете.


Что вы можете дать ребёнку в любой ситуации


– Безусловную поддержку
– Безоценочную обратную связь
– Границы и правила (даже в конфликте — они важны)
– Уважение к чувствам
– Уверенность: «Мы справимся. Вместе».


Вывод


Конфликт в классе — это не конец света. Это часть взросления. Важно не закрыть глаза и не обвинить всех подряд, а помочь ребёнку пройти через это с поддержкой, с развитием и с пониманием: я важен, меня слышат, я не один.

Выездные школы, как у ЦДПО ФОТОН, и хорошие курсы для школьников дают не только знания. Они дают среду. А среда — это то, что лечит. Учит. Поддерживает. И формирует будущее.

Мы готовы начать обучение. А вы?
Оставьте заявку на бесплатную консультацию с нашим экспертом. Он ответит на все интересующие вопросы и поможет подобрать курс.
Мы готовы начать обучение. А вы?
Мы используем cookie для работы сайта.
Политика обработки персональных данных.